Как открыть врата рая? Притчи
Три типа слушателей
Однажды заговорил ученый человек, чье имя было широко известно в стране. Будда с вопросом. Будда отказался сразу отвечать на вопрос и попросил вернуться к нему через некоторое время. Мужчина очень обиделся и спросил:
— А что вам мешает сейчас ответить на мой вопрос? Похоже, вы сейчас ничего не делаете и просто не хотите давать мне время.
— У меня есть время. Только сейчас ты не готов принять мой ответ, — сказал ему Будда.
— Почему? — удивился ученый.
И Будда объяснил:
— Люди подобны горшкам. Один перевернут, сколько бы вы в него ни положили, он не наполняется. Поэтому этот человек закрыт для вашего ответа и не воспринимает его.
У других дырка в заднице. Вы наливаете, и кажется, что он полон, но довольно скоро горшок снова пуст, сколько бы вы ни наливали, он не наполняется, в нем ничего не остается.
В-третьих, вечеринки как горшки, наполненные всяким мусором. В них нет отверстия и они расположены правильно, а не наоборот и вода в них затекает и остается. Но из-за мусора эта вода никогда не будет пресной. А теперь ты как горшок с мусором. Ты много знаешь, но не все понимаешь. Поэтому пока нет смысла отвечать на ваш вопрос.
Судьба в наших руках
В далеком прошлом жил старый монах, достигший определенного уровень духовного знания через усердную практику. У него был молодой послушник, лет восьми.
Однажды монах посмотрел в лицо мальчика и увидел, что он умрет в ближайшие несколько месяцев. Опечаленный этим, он велел мальчику уйти в долгий отпуск и навестить родителей.
«Не торопитесь, — сказал монах, — не торопись назад».
Потому что он думал что мальчик должен умереть в окружении своей семьи.
Три месяца спустя, к своему удивлению, монах увидел мальчика, возвращающегося на гору. Когда он подошел, монах посмотрел прямо ему в лицо и увидел, что ребенок теперь будет жить до глубокой старости.
«Расскажи мне, что произошло, пока тебя не было,» — сказал монах.
И мальчик начал рассказывать о своем путешествии домой. Он рассказал о городах, через которые проезжал, о реках, которые переходил вброд, и о горах, на которые взбирался.
Однажды он переходил ручей в сторону наводнения и заметил колонию муравьев, застрявших на маленьком острове. созданный потопом. Сжалившись над этими несчастными существами, он взял ветку с дерева и положил ее над ручьем так, чтобы она касалась острова. Когда муравьи двинулись к берегу, мальчик держал ветку, пока не убедился, что все насекомые сбежали на землю, а затем продолжил свой путь.
Вот почему боги удлиняли свои дни, монах мысль.
Акты сострадания могут изменить вашу судьбу к лучшему.
Наоборот, жестокие поступки могут оказать на нее негативное влияние.
врата небес и врат ада
Дзен Мастер Хакуин — один из немногих в цвету. Однажды к нему подошел воин, самурай, великий воин и спросил:
— Ад есть? Есть ли рай? Если есть рай и ад, где же двери? Где я могу войти?
Этот человек был простым воином. Воины они всегда просты, бесхитростны. Он знал только две вещи: жизнь и смерть. У него не было никакой философии, он просто хотел знать, где находится дверь, чтобы избежать ада и попасть в рай. И Хакуин ответил понятно воину:
«Кто ты?» — спросил Хакуин.
«Я самурай», — ответил воин.
Быть самураем в Японии очень почетно. Это значит быть непревзойденным воином, который, не колеблясь ни секунды, оставит вас в живых. Он сказал: «Я самурай, лидер самураев. Сам император отдает мне дань уважения». Хакуин рассмеялся и ответил:
—Ты самурай? Он немедленно обнажил свой меч и собирался убить Хакуина. Хакуин рассмеялся и сказал:
«Это врата ада. Своим мечом, своим гневом, своим эго откройте их».
Этот воин понял, тотчас понял самурай. Он вложил свой меч в ножны, как сказал Хакуин:
—А вот и ворота рая открыты.
Небеса и ад существуют внутри тебя. И дверь внутри тебя.
Если ты не осознаешь, то это врата ада. Если ты бодрствуешь и осознаешь, это дверь в рай.
Разум есть рай, ум есть ад, а ум есть средство стать другим.Но люди все равно думают, что все где-то есть — то есть снаружи, вне их .Рай и ад не в конце жизни, они здесь и сейчас. Двери у них всегда открыты. В каждый момент вы выбираете между раем и адом.
Когда вы осознаете, вы находитесь в раю .Будьте бдительны, бодрствуйте, знайте!И это произойдет с вами.
Понравилась статья? подписывайтесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
Врата Неба
Книга Иисус, сын Сирахов, Откровение Иоанн Богослов, а также апокрифические тексты и писания отцов церкви упоминают о связи храма с раем Моисеем, построившим два святилища: святое и святое святых. Доступ во внешнее святилище всегда был бесплатным, и один раз внутрь пускали стажера. Итак, Бог закрыл для Адама внутренний рай и открыл внешний, поэтому он удовлетворился внешним. при служении во внешнем храме, и как служит священник, приносит кадильницу, так и будет служить, соблюдая заповеди. .
Древо познания было для Адама образом двери, плод — завесой, закрывавшей храм. Тот, кто насадил дерево познания, поместил его посередине, чтобы отделить верхнее и нижнее, святое и святое святых.
Адам приблизился, осмелился войти и ужаснулся. Как царь Озия был покрыт проказой, так появился Адам; и поскольку он был ранен, как Озия, он поспешил прочь.
Адам, в своей нечистоте, хотел войти во святилище, которое любит только тех, кто подобен ему; и поскольку он осмелился войти во внутреннее святилище, он не был оставлен снаружи.
Помните Озию, который осмелился войти во святилище. Так как он искал себе первосвященства, потеряли царство (2 Паралипоменон 26:16). Адам хотел нажить и усугубил свою нищету. В святилище можно видеть дерево, в кадильнице — плод, в проказе — наготу» (Святитель Ефрем Сирин, О рае, Творение, т. 5, М., 1995).
Говоря о Символику византийской литургии святой Симеон поясняет Фессалоникийцам: «Красота храма означает красоту рая, потому что божественный храм представляет собой рай, или, вернее, представляет небесные небесные дары…
В начале молитвы мы стоим вне храма, как будто это рай или само небо.Когда в конце песни, поемые вне храма, откроют дверь, мы войдем в божественный храм, как если бы мы были на небе или в небе, это действие означает, что нам отверзлись небесные селения и мы уже получили доступ к святая святых, восходим к свету и подходим, приближаемся к престолу Господа…
Стояние и пение вне храма выражает наше изгнание из рая… Лития совершается вне храма и знаменует наше отпадение от рая» (свт. Симеон Солунский. «Слово о священнодействиях и таинствах Церкви», гл. 108, 123, 505 и 515). на вечерне отверзаются царские врата и священнослужители начинают жечь жертвенник. Весь храм в благовониях. Эти священные церемонии символизируют сотворение мира и блаженное пребывание Адама и Евы в раю. Тогда закроются царские врата, как затворились райские врата после грехопадения людей.Отвержение царских врат во время пения догматики (Богородичной) означает, что через воплощение Сына, Бога д е Блаженного Дева Мария и Ее сошествие на землю, нам открылись врата рая. (О нем, значение всенощного бдения и Божественной литургии).
Согласно преданиям, Иерусалимский храм был построен на месте, где поклонялись изгнанные из Рая предки (Луи Гинзберг, Легенды евреев, т. 5). Храм делился на три части: притвор, святилище и святая святых. Для отделки храма использовались редкие породы дерева: кедр, кипарис и сосна (2 Пар. 2.8). Эти деревья считались раем (Иез 31:8).
Символом Эдемского сада был светильник с семью золотыми светильниками: «И сделал светильник из чистого золота, сделал светильник чеканным; вышел из него стебель, ветви его, верхушки его, яблоки его и цветы его, шесть рук вышли из сторон его» (Исх 25, 31-40; 37, 17-24).
Херувимы были изображал с ликами человека, льва, тельца и орла: «Изображены были львы, волы и херувимы, а вверху и внизу львы и волы расстилали венцы» (3 Цар. 7,29); «От высоты двери, внутри и снаружи храма, и вокруг стены, внутри и снаружи, сделаны вырезы, херувимы и пальмы: пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. С одной стороны к пальме обращено человеческое лицо, а с другой к пальме обращено лицо льва; так делалось вокруг храма» (Иез 41,17-19).
Вопрос о наличии изображений херувимов «снаружи», т.е. на наружных стенах ветхозаветного храма, остается открытым открыты для обсуждения. «Ни в одном из древних текстов Ветхого Завета, кроме греческого текста, принятого редактором А. Ральфсом в качестве основного, но малоиспользуемого издания греческого текста, не говорится о внешнем скульптурном убранстве храма» (А.М. Высоцкий, Храм Иезекииля как источник внешнего скульптурного убранства Владимиро-Суздальских храмов XII-XIII веков: sic et non, Древнерусское искусство: Россия и земли византийского мира, XII век, СПб, 2002 г. ). Хотя текстологические исследования показывают, что в большинстве изданий Ветхого Завета нет текстовой версии септуагинтских резных украшений на фасадах храмов, изображения херувимов с ликами животных входили в единственную иконографическую программу внешней храмовой утвари. Изображения быков, львов и херувимов украшали медное море (3 Царств 7:23–25) и бассейны (3 Царств 7:29:36). Такие изображения соответствовали представлению о херувимах как стражах священной территории храма.
Лики херувимов вышивались на завесе, закрывавшей вход во Святое святых (Исх. 26:31-33). ). Святое святых охраняли золотые статуи херувимов из оливкового дерева (3 Цар. 6:23-28).
Чистое золото, полностью покрывавшее святилище (1 Цар. 6:20), было изображением сияние славы Божией.
Древние символы рая унаследованы искусством христианской церкви. Православные храмы украшены мозаикой, фресками, иконами, резьбой и растительным декором.
Православная иконография включает в себя небесные пальмы, цветы и растительный декор, ибо «праведники, как пальма, цветут, в Ливане возвышаются, как кедр». Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего» (Пс. 91, 13-14). Ветхозаветные описания изображений ангелов, пальм и цветов можно сравнить, например, с византийскими мозаиками в базилике Сан-Аполлинарис-Нуово в Равенне (VI в.), на которых изображены Шествие мучеников и мучеников в саду св. Рай. . Зеленые луга под ногами святых усыпаны лилиями. Среди фигур христианских подвижников есть пальмы, символизирующие вечную жизнь. В период иконоборческой ереси в Византии вместо икон выставлялись райские символы из Ветхого Завета, так что храмы, по свидетельству современников, «становились садами, цветниками и курятниками».
Адамом звали «возделывать и охранять» Эдемский сад (Бытие 2:15). После грехопадения человека херувимы стали хранителями рая: «И изгнал Бог Адама и поставил на востоке, близ Эдемского сада, херувима и пламенный меч. который обратился, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Бытие 3:24). Священное Писание сравнивает херувимов со стражами, стоявшими у ворот храма: «И поставил Иеодай священник стражи у ворот дома Господня, чтобы нечистый не мог войти ни по какой причине» (2 Паралипоменон). 23:18). В Новом Завете первосвященник Господь Иисус Христос вверил ключи от небесных дверей моей Церкви: «Говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я построю Церковь Мою и врата ад не одолеет его; и дам вам ключи от Царства Небесного, и что вы свяжете на земле, то будет связано на небе. и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф 16, 18-19). Вот почему на стенах первых византийских храмов между пальмами изображены святые, а не херувимы. Например, в одном из византийских мозаики в Равенне, святой апостол Петр, стоящий между ладонями в руках ключи от Царства Небесного.
В православной традиции сохранилось также изображение херувимов с ликами человека, льва, теленок и орел в иконописи они указывают на четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
В Византии райские реки изображались на полах храмов.
На русских иконостасах не допускались скульптурные изображения, кроме резных позолоченных ангелов. Понятно, что это исключение сделано под влиянием ветхозаветных херувимских статуй, украшавших Ковчег Завета и Святая Святых в храме.
Святитель Симеон Солунский указывает, что их было много. подсвечники в византийских церквях, имевшие форму райских растений и горящего куста (свт. Симеон Солунский, «Беседа о священнодействиях и таинствах Церкви», гл. 108). Подсвечник из семи подсвечников или семи лампад на алтаре русской церкви соответствует семи подсвечникам, которые св. Иоанн Богослов видел в Небесном Храме в подобном месте — между Высочеством (престолом Господним) и престолом. (алтарь).
Золотой фон, нимбы, ассисты, драгоценные оклады икон показывают действие божественного света, исходящего из небесного святилища и преображающего людей и природу. Господь Иисус Христос сказал о Себе: «Я свет миру» (Ин. 8, 12) и то же самое сказал об учениках Своих: «Вы — свет миру» (Мф. 5, 14); «Праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф. 13:43).
Иоанн Богослов свидетельствует, что в духовном Иерусалиме, нисходящем с неба на землю (Откр. 21:1-2) Бог и Агнец на престоле совершают службу, аналогичную службе Православной Церкви. Вот почему Православная Церковь называется небом на земле и райскими вратами. «Да будет воля Твоя на земле, как на небе» (Мф. 6:10), молится Церковь.
Источник
Рай. Как попасть в рай?
Что такое рай? Святые отцы и священники над раем
Раем (Быт. 2:8, 15:3, Иоиль 2:3, Лк. 23:42,43, 2 Кор. 12:4) это слово персидского происхождения и означает сад. Так называется прекрасная обитель первого человека, описанная в книге. Бытие. Рай, в котором жили первые люди, был материален для тела как видимо-счастливая обитель и духовен для души, как состояние блаженного богообщения и духовного созерцания творения. Раем называется и та благословенная обитель небесных и праведных, которые унаследуют после Страшного Суда Божия.
Митрополит Иларион (Алфеев): Рай… Блаженство души, соединившейся со Христом
Рай — это не столько место, сколько состояние души; Как диаволу приходит страдание, невозможность любить и не причащаться божественного света, так и рай есть блаженство души, проистекающее от обилия любви и света, в котором полно и всецело участвует всякий, соединенный со Христом. Этому не противоречит тот факт, что Рай описывается как место с различными «особняками» и «залами»; все описания рая являются лишь попытками выразить человеческим языком то, что невыразимо и за пределами ума.
В Библии «рай» ( paradeisos ) — это сад, в котором Бог человек; этим же словом в старой церковной традиции называется будущее счастье людей, искупленных и спасенных Христом. Его также называют «Царствием Небесным», «жизнью будущего века», «день восьмой», «новое небо», «небесный Иерусалим».
Святой апостол Иоанн Богослов говорит: «И увидел я новое небо и новую землю, потому что прежнее небо и прежняя земля уже миновали, и моря уже не было; И я, Иоанн, видел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я сильный голос с неба, говорящий: вот, скиния Божия с человеками, и Он будет обитать с ними, и они будут Его народом, и Сам Бог будет с ними и будет их Богом. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти уже не будет: ни плача, ни плача, ни болезни уже не будет, потому что прежняя прошла. И сказал Сидящий на престоле: вот, Я творю все новое… Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; Жаждущие дамы избавлены от источника воды живой… И вознес меня он (Ангел) духом на великую и высокую гору и показал мне великий святой город Иерусалим, сошедший от Бога с неба. Он имел славу Божию… Я не видел в нем храма, потому что его храм есть Господь Бог Вседержитель и Агнец. И город не нуждается ни в солнце, ни в луне для своего освещения; ибо слава Божия просветила его, и Агнец — светильник его. Во свете его будут ходить спасенные народы… И не войдет в него ничто нечистое, никто не будет предан мерзости и лжи, только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр. 21,1-6). . , 10, 22-24, 27). Это первое описание рая в христианской литературе.
Читая описания рая в агиографической и богословской литературе, следует помнить, что большинство писателей Восточной Церкви говорят о рае, который они видели, в который они были восхищены силой Святого Духа. .
Даже среди наших современников, переживших клиническую смерть, есть люди, они были в раю и рассказывали о своих переживаниях; в житиях святых мы находим много описаний рая. Преподобная Феодора, преподобная Евфросиния Суздальская, преподобный Симеон Дивногорец, святой Андрей Юродивый и некоторые другие святые, как, например, апостол Павел, были «извержены на третье небо» (2 Коринфянам 12:2) и видели райское блаженство.
Вот что говорит о рае святой Андрей (10 век): «Видел я себя в прекрасном и чудном раю, и как духом любовался, думал: «Что это? Как пришел сюда. Я видел себя облеченным в ярчайшую мантию, как тканую молнию; на голове моей был венец, переплетенный с большими цветами, и я был опоясан царским поясом. Радуясь этой красоте, дивясь умом и сердцем неизреченной красоте божьего рая, я ходил вокруг него и радовался.Много было садов с высокими деревьями: они качали клювами и радовали глаз, от ветвей их исходило чудное благоухание… Эти деревья нельзя сравнить ни с одним земным деревом: они были посажены рукой Бога, а не человека… В этих садах было бесчисленное количество птиц… Я увидел большую реку, текущую посреди (сада) и она наполняла их. На другой стороне реки был виноградник… Тихие и благоухающие ветры дули туда со всех четырех сторон; сады качались от его дыхания и производили чудесный шум своими листьями… Затем мы вошли в чудесное пламя, которое не обожгло нас, а только осветило. Я испугался, и ангел, который вел меня, снова повернулся ко мне и пожал мне руку, говоря: «Мы должны подняться еще выше». Мы оказываемся с этим словом над третьим небом, где я видел и слышал воинство небесных сил, поющих и славящих Бога… (Восходя еще выше), я видел Господа моего, как древнего пророка Исаию, сидящего на высоком и высоком престоле. , в окружении серафимов. Он был облачен в багряную ризу, Его лицо сияло неизреченным светом, и Он любовно обращал ко мне очи Свои. Увидев Его, я пал ниц пред Ним… Какая радость наполнила меня, когда я увидела Его лицо, не передать словами, так что и теперь, когда я вспоминаю это видение, я исполняюсь невыразимой сладости. многочисленные обители, уготованные любящим Бога» и слышавшие «голос радости и веселия душевного».
Во всех описаниях Рая подчеркивается, что земные слова могут лишь в малой мере представлять красоту небесную, потому что оно «невыразимо» и непостижимо для человека. Говорит он и о «многих обителях» в раю (Ин 14, 2), т. е. о разных степенях блаженства. «Одни (Бог) будут чтить большими почестями, другие меньшими, — говорит св. Василий Великий, — потому что «звезда от звезды отличается славою» (1 Кор. 15:41). А так как у Отца «много обителей», то одни покоятся в лучшем и высшем состоянии, а другие — в низшем. 3 Однако для каждого своего «места» он будет иметь наибольшую полноту блаженства, доступную ему в зависимости от того, насколько он близок к Богу в земной жизни. Все святые в раю увидят и узнают друг друга, но Христос увидит и исполнит их всех, говорит преподобный Симеон Новый Богослов. В Царстве Небесном «праведники будут сиять, как солнце» (Матфея 13:43), они будут подобны Богу (1 Иоанна 3:2). и узнают Его (1 Коринфянам 13:12). По сравнению с красотой и яркостью Рая наша земля — «темная темница», а свет солнца — как маленькая свечка по сравнению со светом Троицы. 4 Даже те высоты богосозерцания, на которые восходил преподобный Симеон при жизни своей, по сравнению с грядущим блаженством людей в раю подобны нарисованному карандашом небу. на бумаге по сравнению с настоящим небом.
По учению св. Симеона, все изображения Рая, встречающиеся в агиографической литературе, — поля, леса, реки, дворцы, птицы, цветы и т. д. — являются лишь символы того счастья, которое состоит в постоянном размышлении о Христе:
Ты Царствие Небесное,
Ты смиреннее всей земли, Христе,
Ты мой зеленый рай
Ты моя божественная обитель…
Ты пища всех и хлеб жизни.
Ты влага обновления,
Ты чаша, животворящая,
Ты Источник живой воды,
Ты свет для всех Твоих святых…
И «много домов»
Покажи нам, как я думаю,
Что будет много степеней
Любви и просветления,
Что каждый по силе своей
достигнет созерцания,
И что Мерою для каждого
Будут величие, слава,
Покой, наслаждение —
Хоть и в разной степени.
Так много комнат,
Разных жилищ,
Дорогих одежд…
Разных венцов,
Камней и жемчуга,
Цветов душистых…-
Все это там
21>Только Созерцание
Ты, Владыка, Господи!
О том же говорил и св. Григорий Нисский: во многих вещах, в которых мы участвуем, таких как время, воздух, место, еда. , питье, одежда, солнце, лампа и многое другое, что служит потребностям жизни, и ничто из этого не является Богом. Ожидаемое блаженство ни в чем из этого не нуждается: все это, в обмен на все, будет для нас природой Бога, который отдает себя соразмерно каждой нужде той жизни… Бог достойным есть место и обитель. и одежду, и пищу, и питие, и свет, и богатство, и царство… Кто во всем, тот во всем (Кол. 3:11). После всеобщего воскресения Христос наполнит Собою каждую человеческую душу и все творение, и ничего не останется вне Христа, но все изменится и засияет, изменится и переплавится. Это бесконечный «вечерний день» Царствия Божия, «вечная радость, вечная литургия с Богом и в Боге». Все лишнее, временное, всякая ненужная деталь жизни и бытия исчезнет, и Христос воцарится в душах искупленных Им народов и в преображенном Космосе. Это будет окончательная победа добра над злом, света над тьмой, неба над адом, Христа над антихристом. Это будет окончательное уничтожение смерти. Тогда исполнится слово написанное: Поглощена смерть победою. Смерть! Где твоя милость? Ад! Где твоя победа? «(Осия 13:14) Благодарение Богу, даровавшему нам победу через Господа нашего Иисуса Христа!» (1 Кор. 15,54-57).
Митрополит Антоний Сурожский: Небо в любви
Адам потерял рай, это был его грех; Адам потерял рай: в этом ужас его страданий. и Бог не приговор; Звонит, поддерживает. Чтобы прийти в себя, он поставил нас в условия, в которых мы они ясно говорят, что мы погибаем, нам нужно спасаться. И Он по-прежнему наш Спаситель, а не наш Судья. Христос несколько раз говорит в Евангелии: не судить мир пришел Я, но спасти его (Ин.З.17; 12.47). Пока не придет полнота времени, пока не придет конец, мы под судом совести, мы под судом Божиих слов, мы под судом видения Божественной любви, воплощенной во Христе, — да. Но Бог не судит; Он молится, призывает, живет и умирает. Он нисходит в самые глубины человеческого ада, чтобы только мы могли поверить в любовь и прийти в себя, не забывая, что есть рай.
И небо было в любви; и грех Адама состоял в том, что он не сохранил любви. Вопрос не в послушании или слушании, а в том, что Бог отдал все без остатка: свое бытие, свою любовь, свою мудрость, свое знание. Он отдал все этому союзу любви, который превращает двоих в одно существо. (как Христос говорит о Себе и Отце: Я в Отце и Отец во Мне [Ин. 14:11], как огонь, проходящий сквозь железо, как жар, проникающий до мозга костей). И в этой любви, в нераздельном, неразрывном союзе с Богом, мы можем умудриться Его премудростью, любить всей широтой и бездонной глубиной Его любви, познать всем знанием. Божественный. Но человек был предупрежден: не ищи знания, вкушая плод дерева добра и зла, не ищи холодного знания ума, внешней, чужой любви; не ищи познания плоти, опьяняющей и опьяняющей, ослепляющей… И это именно то, на что искушался человек; Я хотел знать, что хорошо, а что плохо. И он создал добро и зло, потому что зло состоит в отклонение от любви. Он хотел знать, что должно быть и не быть, но он мог знать это только будучи навеки утвержденным любовью, укорененным до глубины своего существа в Божественной Любви.
И человек пал; и весь мир трясся вместе с ним; все, все темное и беспокойное. И суд, которого мы жаждем, окончательный суд, который будет в конце времен, также является только судом любви. Притча о козлах и овцах (Мф 25, 31-46) как раз об этом и говорит: умел ли ты любить на земле щедрой, доброй, храброй, доброй любовью? Мог ли ты пожалеть голодного, мог ли ты пожалеть нагого, бездомного, имел ли ты мужество посетить заключенных в тюрьме, забыл ли ты больных, в больнице, один? Если у вас есть эта любовь, тогда у вас есть путь к Божественной Любви; но если нет земной любви, то как войти в Божественную любовь? Если вы не можете осознать то, что дано вам природой, как вы можете ожидать сверхъестественного, чудесного, Бога?
Это мир, в котором мы живем.
История Рая конечно, в некотором роде аллегория, ибо это мир погибший, мир, к которому у нас нет доступа; мы не знаем, что значит быть невинным и безгрешным существом. И на языке падшего мира можно только указать образами, рисунками, подобиями то, что было и чего никто другой никогда не увидит и не узнает… Мы видим, как жил Адам, как друг Божий; Мы видим, что когда Адам созрел, он достиг определенной степени мудрости и знания благодаря общению с Богом, Бог привел к нему все твари, и Адам дал каждой твари имя, не прозвище, а имя, которое выражало природа. сама природа. тайну этих тварей.
Бог как бы предупреждал Адама: смотри, смотри: видишь сквозь творение, понимаешь; потому что ты делишься со мной моим знанием, потому что ты можешь поделиться им со своей еще несовершенной зрелостью, глубины творения раскрываются перед тобой… И когда Адам смотрел на все творение, он не видел себя в нем, потому что он был взят от земли, хотя его тело и его духовное существо есть часть этой вселенной, как материальной, так и духовной, но в нем есть и искра Божия, дыхание Божие, которое вдохнул в него Господь и сделал его невиданным существом — человек.
Адам знал, что он один; и Бог наложил на него крепкий сон, отделил от него некоторую часть, и Ева предстала перед ним. Святитель Иоанн Златоуст рассказывает о том, как вначале в человеке были заложены все возможности и как постепенно, по мере его взросления, в нем стали проявляться качества и мужчины, и женщины, несовместимые в одном существе. И когда он достиг зрелости, Бог разлучил их. И не напрасно восклицал Адам: Это плоть от плоти моей, это кость от кости моей! Она будет называться женою, потому что она как бы вытеснена из меня… (Бытие 2:23). Да; но что означали эти слова? Они могли означать, что Адам, глядя на Еву, видел, что она была костью от его костей, плотью от его плоти, но что она была оригинальной, что она была полноценным существом, полностью значимым, связанным с Живым Богом. уникальным образом, и он уникально связан с Ним; или они могли означать, что он видел в ней только отражение своего собственного существа. Так что мы видимся почти все время; хотя любовь нас объединяет, мы так много раз, что не можем видеть человек сам по себе, а скорее мы видим его в отношении к самому себе; мы смотрим ему в лицо, смотрим ему в глаза, слушаем его слова и ищем эхо собственного бытия… Страшно подумать, что так часто мы смотрим друг на друга и видим только свое отражение. . Мы не видим другого человека; это лишь отражение нашего бытия, нашего бытия…
Протоиерей Всеволод Чаплин: Рай — как войти в Царствие Небесное?
Фрагмент лекции в Политехническом музее как в рамках программы курсов для православной молодежи St> в МГУ. МВ Ломоносов.
Господь ясно говорит о том, кто именно войдет в Царство Небесное. Прежде всего, он говорит, что человек, желающий войти в это Царство, должен иметь веру в Него, истинную веру. Сам Господь говорит: «Всякий уверовавший и крестившийся спасется, а неверующий осудится». Господь предсказывает осуждение людей на мучения. Он этого не хочет, Господь милостив, но в то же время говорит, что людей, не отвечающих высокому духовно-нравственному идеалу, ждет плач и скрежет зубов. Мы не знаем, каким будет рай, мы не знаем, каким будет ад, но ясно, что люди, свободно избравшие жизнь без Бога, жизнь вопреки Его заповедям, не останутся без впечатляющего награда. , связанные прежде всего с внутренним состоянием их души. от людей. Я знаю, что ад есть, я встречал людей, покинувших этот мир в состоянии умных обитателей ада. Кстати, некоторые из них покончили жизнь самоубийством, что меня не удивляет. Им можно было сказать, что это не так. необходимо, потому что человека ждет вечная жизнь, но они не хотели вечной жизни, они хотели вечной смерти. Люди, которые потеряли веру в других людей и в Бога, когда они нашли Бога после смерти, не изменились бы. Думаю, Господь предложит им Свою милость и любовь. Но вам скажут: «Нам это не нужно.». Таких людей в нашем земном мире уже много, и я не думаю, что они могут измениться после пересечения границы, отделяющей земной мир от мира вечности.
Почему вера должна быть истинной? Если человек хочет общаться с Богом, он должен понимать его таким, какой он есть, он должен обращаться именно к тому, к кому обращается, не представляя себе Бога чем-то или кем-то, чем он не является.
Сейчас модно говорить, что Бог один, а пути к нему разные, и какая разница, как понимает Бога та или иная религия, деноминация или школа философии; все равно бог один. Да, есть только один Бог. Богов не много. Но этот единый Бог, как верят христиане, и есть тот Бог, который явился в Иисусе Христе и в его откровении, в Священном Писании. И ссылаясь вместо этого на Бога, на кого-то другого, на существо с определенными свойствами, или на существо без личности, или на небытие вообще, мы не обращаемся к Богу. в лучшем случае мы обращаемся к чему-то или кому-то, кого мы изобрели, например, к «богу в душе». А иногда мы также можем ссылаться на существ, отличных от Бога и не являющихся Богом. Это могут быть ангелы, люди, силы природы, силы тьмы.
Итак, чтобы войти в Царство Божие, вы должны имейте веру и будьте готовы встретить именно Бога, который является Царем в этом Царстве. Чтобы вы могли знать Его, и Он мог знать вас, чтобы вы могли быть готовы встретить Его в точности.
Далее. Для спасения важно внутреннее нравственное состояние человека. Понимание «этики» как исключительной сферы межличностных отношений, особенно в прагматическом измерении человеческой жизни: бизнесе, политике, семье, корпоративных отношениях, является весьма усеченным пониманием этики. Нравственность напрямую связана с тем, что происходит внутри тебя, и именно это измерение нравственности устанавливает Нагорная проповедь Христа Спасителя
Господь говорит не только об этих внешних нормах, формальных предписаниях. Ветхого Завета, закон, который был дан древности. Рассказывает о состоянии души человека. «Блаженны чистые сердцем»: блаженны те, в ком нет скверны, нет побуждения к пороку, нет желания грешить. И это состояние души он оценивает так же строго, не менее строго, чем внешние действия человека. Богочеловек, Господь Иисус Христос, дает новые заповеди, не укладывающиеся в рамки мирской морали. Он дает им как абсолютно непреложные указания, не подлежащие релятивизации, т. е. объявлять их относительными. Это безусловный императив, из которого вытекает безусловное требование совершенно нового уровня нравственной чистоты от тех, кто удостаивается войти в Его Царство.
Спаситель ясно и настойчиво возвещает клевету на ближнего, блуд, развод , и жениться на разведенной женщине, женщине, клянущейся небом и землей, сопротивляющейся злу, причиняемому себе, делающей щедрую милостыню, молящейся и пост, получая соответствующие моральные награды. людей ─ все то, что нормально и естественно с точки зрения светской этики.
Христос осуждает и довольство человека своим нравственным статусом, своими нравственными достоинствами. Очевидно, что такие нравственные нормы не могут быть применены к обывательской морали, примирившейся с известной долей нечестия. Истинный христианин не может терпеть никакой меры зла, и Господь запрещает это. Он говорит, что всякое греховное движение души есть удаление от Царствия Небесного.
Господь также говорит, что вера, нравственное состояние человека, не может не выражаться в том, что он делает. Мы знаем слова апостола Иакова: «Вера без дел мертва». Точно так же дурное состояние человека проявляется в дурных поступках. Мы не получаем безвозвратной заслуги за наши добрые дела, как говорит католический законничество. При этом формально совершенное доброе дело, выраженное в долларах, рублях, количестве оказанных услуг и т. п., само по себе не обеспечивает человеку спасения. Важно то, с каким намерением вы это делаете. Но истинно верующий человек не может отказать в помощи ближнему, не может игнорировать страдания человека, нуждающегося в помощи. И Господь говорит, что стандарты, которые Он установил на поле, включая добрые дела, должны намного превосходить стандарты, установленные для ветхозаветного мира. Вот его слова: «Говорю вам, если ваша праведность не превзойдет праведности книжников и фарисеев, вы не войдете в Царство Небесное». В чем праведность книжников и фарисеев? Это справедливость лучших людей в обществе, живущем без благодати Божией, в обществе, живущем по законам. мира, по законам компромисса со злом, по законам падшей человеческой природы. Книжники и фарисеи — не демоны ада, а моральные авторитеты общества, жившего по ветхозаветным нравственным законам. Это интеллигентные, просвещенные, религиозно очень деятельные люди, не склонные к порокам, считающие себя вправе осуждать отступников от такой же мирской морали города или семьи. Они не мытари, собиравшие оккупационный налог, они не блудницы, проститутки, пьяницы или бродяги. Это классические «порядочные люди» в современном понимании. Фарисеи – моральные авторитеты этого мира, предстающие на нашем телеэкране как самые достойные люди. Именно его праведность должен преодолеть христианин, потому что этой праведности недостаточно для спасения.
Понятно, что Господь не считает большинство людей, которые войдут в Царство Божие. Он говорит: «Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие проходят ими; ибо узки врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. Мы верим и всегда будем верить в милость Божию к каждому человеку, хоть к грешнику, хоть к преступнику, хоть к нераскаявшемуся. Недавно Святейший Патриарх сказал, что в Церкви мы обсудим возможные способы молитвы за самоубийц. Это будет не та формула молитвы, которая совершается на обычных похоронах или обычной панихиде, где мы поем: «Со святыми упокойся, Христе, душа раба Твоего». . Возможно, мы просим Господа принять душу человека, проявил к нему милосердие. И мы верим в милость Божию к каждому человеку: неверующему, грешнику, преступнику. Но вхождение в Его Царство — это особый дар, о котором Господь очень ясно говорит, что он не принадлежит большинству людей.
Господь Иисус Христос предостерегает людей не впадать в филистимлянский образ жизни, он предлагает своим апостолам, своим последователям другой образ жизни с тем, что не каждый может к нему приспособиться, но он ясно предупреждает об опасностях магнатского существования. Это не означает, что Господь провозглашает Своих учеников некой социальной или нравственной элитой. Царство Божие открыто для всех, независимо от их образования или интеллектуального уровня. Но уровень нравственности, необходимый для спасения, в корне отличается от праведности книжников и фарисеев, которая почиталась в светской среде или в ветхозаветной среде как высшее достижение.
Нравственный идеал, который Господь Иисус Христос дал нам очень радикально. Он не может быть заполнен человеческими силами. После того, как Господь ответил человеку, что легче верблюду войти в игольное ушко, чем богатому войти в Царство Божие, его апостолы спрашивают: «Кто может спастись?» Он отвечает, что человеку это невозможно, а Богу все возможно. Высокий нравственный стандарт, изложенный в Нагорной проповеди, недосягаем для человеческих сил. Нравственные требования Евангелия – это не просто система запретов, которым может соответствовать человеческая воля. Они настолько высоки, что никакая воля не может их выполнить.
Да, образование и внешние ограничения важны, но они сами по себе не могут привести человека к к нравственному идеалу, а значит, и к спасению. Важнее свободный выбор человека, позволяющий Богу действовать в нем, в душе, в сердце человека. Во-первых, христианская этика говорит не об укреплении воли, не о самосовершенствовании, не о понуждении делать добро, а о влиянии благодати Божией на человека, которая настолько преображает его, что мысли о грехе становятся невозможными. . Без действия Божия, без церковных таинств человек не может стать нравственным в том смысле, в каком он установлен в Нагорной проповеди. Да, мы должны работать над собой в синергии с Богом, делать добрые дела, противостоять греху. Но решающим фактором нравственного совершенствования личности является действие не человека, а Бога. И понимание этого коренным образом отличает христианскую этику от других этических систем.
Источник